19 июня 1959 г экипажи В.В.Решетникова (17 150 км) и Е.А.Мурнина (16 950 км) совершили рекордные по дальности полёты.
В начале 1950-х США и СССР пересмотрели свои авиационные стратегические программы и приступили к созданию дальних бомбардировщиков с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями (ТРД и ТВД). В США начинаются форсированные работы по созданию стратегического межконтинентального бомбардировщика B-52, СССР разрабатывает стратегические межконтинентальные бомбардировщики в ОКБ А.Н. Туполева - Ту-95 с ТВД, а в ОКБ В.М. Мясищева - М-4 с ТРД.
Важнейшей характеристикой стратегических бомбардировщиков являлась дальность полёта (главное - достать противника). Дальность была межконтинентальной - в пределах 15.000 километров. Но это были расчётные цифры. Требовалось утвердить их в реальных полётах.
Генерал-полковник авиации Василий Решетников вспоминал:
«Весной 1959 года промелькнуло сообщение о новом мировом рекорде дальности по замкнутой кривой, установленном американскими военными лётчиками на бомбардировщике B-52. Прямо в душу кольнул меня этот рекорд - 14.450 километров. Да ведь это для наших Ту-95 почти тренировочное расстояние! А американцы, как стало известно из служебной информации, перед полётом подвесили в бомболюки ещё и дополнительные топливные баки. Нет уж, их нужно осадить!.. Я бросился к номограммам расчёта дальности полёта и понял, что этот рекорд можно не только крепко накрыть, но и значительно превзойти. А на другой день, пока я раздумывал, звонок маршала Судца. Маршал сам позаботился о том, с чего начать. Более того, прислал ко мне генерала Виктора Таранова, главного штурмана Дальней авиации, который сообщил, что подготовлены расчёты не на 15, а на 16 тысяч километров полёта».
«Тот маршрут помню хорошо, - рассказывал полковник в отставке Евгений Мурнин. - С Узина мы пошли на Ростов, потом на Баку. Далее был Ташкент, Алма-Ата, после неё пошли на Байкал и вверх по Лене в Арктику, до Тикси (там выполнили бомбометание имитационными бомбами). Отбомбившись, мы вокруг арктических островов направились к Кольскому полуострову. После чего на Саратов, Горький, затем поднялись до Калинина и через Смоленск - на Украину, на свой аэродром в Узине. По намеченному маршруту прошли без отклонений. Впрочем... Руководитель полётов полковник Юрий Павлов перед самой посадкой поинтересовался расходом топлива на нашем самолёте. И для того, чтобы налёт у меня был не меньше чем у моего ведущего - Решетникова, дал команду сходить на Житомир и уж, вернувшись, совершить посадку. Что я и сделал, но всё же пролетел на 200 км меньше экипажа командира дивизии. Мой самолёт прошёл 16.950 километров, находясь в воздухе 21 час 2 минуты».
Дополнительные штрихи к полёту дают записи в лётной книжке Евгения Мурнина. В частности, его экипаж 6 часов 14 минут летел ночью, 2 часа 30 минут - в облаках днём и ночью, 5 часов 50 минут - в стратосфере, максимальная высота в полёте - 12.900 метров.
По материалам еженедельника "Звезда"