Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель, грамотный и талантливый инженер.
Родился в 1913 году в деревне под Костромой. Детство и юность совпала с войной, революцией, коллективизацией. Николай, закончив педагогический техникум отправляется на заработки, чтобы прокормить семью. Он очень хочет учиться и, как большинство молодых ребят того времени, мечтает о небе. На тот момент в Казани открывается авиационный институт, куда Аржанов и поступает в 1932 году. Учился он отлично, заодно посещал аэроклуб. Вскоре при институте открывается филиал Казанского аэроклуба и Аржанов становится его активным руководителем. Из числа студентов он готовит лётчиков, планеристов, парашютистов. В 1937 году приходит работать на Казанский авиационный завод № 22 сначала в конструкторский отдел, затем на заводскую лётно-испытательную станцию. В 1940 году занимался работами по дизельной модификации ТБ-7 (с 1942 года – Пе-8). В августе 1941 года Николай Аржанов оказался участником опасной миссии. Десять ТБ-7 были отобраны для бомбардировки Берлина, намеченной на 10 августа 1941 года. Назад вернулись только два, включая самолёт с Аржановым. Главной проблемой ТБ-7 стала ненадёжность авиационных дизелей, которые «задыхались» на больших высотах. И работы по ТБ-7 продолжились. В конце 1941 года массовый выпуск Пе-8 отклонили, а сосредоточились на выпуске ПБ-100 (Пе-2). За время войны Аржанов «выпустил» в небо 1260 Пе-2 и в 1944 году получил свой первый орден Красной Звезды. После войны он участвует в испытаниях Ту-4, несущего на борту ядерное оружие. В 1948 году Аржанов спас машину, когда при посадке «заело» стойку шасси. Он принял решение «вытрясти» шасси наружу путём раскачки и эти манёвры помогли. Следующим его самолётом стал реактивный Ту-16.
Инженерные и лётные знания и навыки, огромный опыт позволяли ему буквально на слух определять конструктивные недостатки и сборочные огрехи. Ответственность и профессионализм сочеталась в нём с деликатностью и добросердечностью, способностью добиться результата без жёстких мер.
Свою лётную карьеру Николай Николаевич завершил в 1964 году, освоив двадцать типов самолетов, налетав около шести тысяч «испытательных» часов. Работал на родном заводе до 62 лет.
В ЦМ ВВС экспонируются самолёты, которые испытывал Николай Николаевич Аржанов: Пе-2, Ту-4, Ту-16, Ту-104.