Ту-128 — советский тяжёлый двухместный барражирующий перехватчик ПВО, самолёт-носитель в составе авиационно-ракетного комплекса дальнего перехвата Ту-128С-4
Вторая половина 1950-х гг., глобальное геополитическое, военное, технологическое, экономическое и идеологическое противостояние мирового масштаба, сопровождавшееся гонкой обычных и ядерных вооружений, угрожавших привести к третьей мировой войне. Перед руководством СССР встаёт проблема прикрытия границ с северного направления от воздушных сил вероятного противника. Авиации ПВО Советского Союза потребовался перехватчик с большой продолжительностью полёта, оснащённый РЛС обнаружения целей на максимальной дальности, способный нести ракеты класса «воздух-воздух» и прикрыть воздушные рубежи Родины там, где система ПВО была слабой. В 1957 г. по инициативе командующего авиацией ПВО маршала авиации Е.Я.Савицкого ОКБ А.Н.Туполева начало разработку перехватчика на базе фронтового бомбардировщика «98» (Ту-24) - прототипа реактивного бомбардировщика со стреловидным крылом, но оснащённого ракетами «воздух-воздух» и мощными бортовыми радиотехническими средствами, проект получил обозначение «Ту-128». Главным конструктором был назначен И.Ф.Незваль. Руководитель проекта - С.М.Егер. В разработке участвовали И.Ф.Незваль, С.М.Егер, А.Н.Туполев, Д.С.Марков.
Для отработки проекта «Ту-128» на Ту-98 оставили два турбореактивных двигателя АЛ-7Ф с форсажной камерой (тяга на бесфорсажном режиме — 6900 кгс, тяга на форсаже - 10100 кгс), установили: аппаратуру обнаружения излучений радиолококационных станций РП-С «Смерч» (ОКБ Ф.Ф.Волкова), ракету дальнего действия К-8. Дальность обнаружения цели — 50 км, дальность захвата 35-40 км, дальность пуска ракет — 20 - 25 км, плюс вывод на цель был возможен от наземного КП или самолёта Ту-126 по радиотелеметрической линии наведения АРЛ-СМ.
Строительство первого Ту-128 началось в декабре 1959 г., закончилось к лету 1960 г., но не были готовы системы РП-С и К-8, и только 18 марта 1961 г. был совершён первый полёт (лётчик-испытатель М.В.Козлов, штурман-испытатель К.И.Малхасян) с аэродрома в Жуковском.
С 1962 г. проводились гос.испытания лётчиками-испытателями ГК НИИ ВВС в Ахтубинске, в том числе в них принимал участие будущий космонавт, дважды Герой Советского Союза Г.Т.Береговой.
В ЦМ ВВС Монино на открытой площадке стоит красавец Ту-128, заводской номер - «опытный», бортовой номер - «0», принятый в эксплуатацию 14.09.1960 г., начало эксплуатации 23.01.1961 г., первая рулёжка 27.02.1961 г., первый полёт 18.03.1961 г. Это и есть тот, самый первый самолёт Ту-128. Во время воздушного парада в День Воздушного Флота в Тушино 09.07.1961 г. новый самолёт впервые продемонстрировали публике, Ту-128 пролетел 31 м, на высоте 800 м (М.В.Козлов), репетиции проводились 04.07.1961 г. и 06.07.1961 г. Последний полёт 05.06.1972 г. (М.В.Козлов), налёт за всё время эксплуатации 398 ч. 36 мин., количество посадок 450, в Центральный музей ВВС поступил 02.02.1973 г. (М.В.Козлов).