90 лет назад, 5 марта 1934 года, был совершён первый успешный спасательный полёт в лагерь челюскинцев.
«Челюскин» был современным судном, имел усиленный корпус и мог развивать скорость 12 узлов. Планировалось, что пароход откроет регулярную навигацию по Северному морскому пути и тем самым подтвердит приоритеты Советского Союза в Арктике. Проект возглавил Отто Юльевич Шмидт, учёный с мировым именем.
В Чукотском море «Челюскин» был полностью заблокирован льдами и, спустя несколько недель, раздавлен ими и затонул. Люди высадились на льдину и жили организованным лагерем.
Трагедия в Беринговом проливе всколыхнула всю страну. Тысячи людей рвались спасать экспедицию. В Москве был создан штаб спасения, который возглавил В. Куйбышев. Лучшим вариантом признали использование авиации.
Первым самолётом, севшим на льдине 5 марта, был АНТ-4 Анатолия Ляпидевского. До этого он произвёл 28 вылетов, и только 29-й стал удачным. Поискам экспедиции мешали тяжёлые погодные условия, особенно сильный туман. Ляпидевский совершил подвиг, он сумел сесть в 40-градусный мороз на площадке размером 150 на 400 метров. В этот первый рейс удалось вывезти 10 женщин и двоих детей.