20 лет назад, 6 марта 2004 года, экипажами вертолётов Ми-8 и Ми-26 спасены со льдины полярники дрейфующей станции «Северный полюс – 32».
Главной целью экспедиции «СП-32» было восстановление присутствия России в Арктике. России, как приполярной стране, необходимо иметь постоянную научную станцию в Арктике. Причем не только из-за научных интересов, но и для того, чтобы окончательно утвердить дно Северного Ледовитого океана за собой.
Дрейфующая полярная станция «СП-32» была открыта 25 апреля 2003 года. Научная экспедиция изучала механизмы взаимодействия океана с атмосферой и по плану должна была завершиться 20 марта.
Однако 4 марта 2004 года станция попала в бедственное положение. Примерно в 150 километрах от Северного полюса она оказалась в зоне сжатия, в результате чего в районе образовался вал торосов, которые накрыли часть жилых и служебных помещений. Внезапно льдина начала разрушаться, и под воду ушли шесть домиков полярников, снегоход и два трактора. К счастью, никто из 12 участников экспедиции при этом не пострадал. Члены экспедиции экстренно связались с пограничниками и запросили срочную помощь.
Самая близкая земля к льдине, на которой располагалась станция – архипелаг Шпицберген. Вертолётам Ми-26 и Ми-8, выбранным для спасательной операции, предстояло преодолеть в одну сторону 800 километров, 1600 км – в обе. Штабом по эвакуации «СП-32» был разработан уникальный план действий.
Первым полетел Ми-8 с руководителем операции Артуром Чилингаровым и председателем Росгидромета Александром Бедрицким на борту. Ми-8 был разведчиком, который держал связь с Ми-26, приводя его в точку «посадки» по звуку, хотя, никакой посадки в полном смысле этого слова не было. Ми-26 спускался на льдину в сплошном дыму – в углах площадки были расставлены дымовые шашки. Потом всех, кто находился на льдине, накрыло ураганным ветром – Ми-26 огромная и страшная машина, лопасти которой производят такие потоки воздуха, что А. Чилингаров всерьёз опасался, как бы кого-нибудь не унесло. И не зря. Снимая, как трактор тащит ящики, оператор попал в расщелину – бывшую трещину – которую внизу уже затянуло тонкой коркой льда. Выбраться удалось только с помощью членов экспедиции.
Вертолёты зависли, едва касаясь поверхности ледяной корки, чтобы давление было минимальным. Пока грузили вещи, Ми-8 дозаправился топливом – тем, что привезли с собой, и тем, что сохранилось на станции. И повернули обратно, на Шпицберген. Слишком быстро, почти молниеносно все произошло: 15 минут потребовалось, чтобы эвакуировать 12 полярников и тонну груза. Спасли даже двух собак, участвовавших в экспедиции.
6 марта в 18.45 по московскому времени с интервалом в 4 минуты вертолёты Ми-8 и Ми-26 приземлились на лётное поле норвежского городка Лонгйира.
Полёт вертолёта Ми-26 можно назвать уникальным, никогда ранее таким тяжелым машинам не приходилось преодолевать расстояние в тысячу шестьсот километров. Кроме того, работа осложнялась огромным количеством поднятого несущими винтами снега. Только благодаря мастерству пилотов Ми-26 завис над льдиной. Полярникам удалось спасти все результаты исследований за год работы. Но главное – не пострадал ни один человек.
Все члены экипажей, спасавших экспедицию, были награждены.
На открытой стоянке ЦМ ВВС находятся вертолёты Ми-8 и Ми-26.