Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Турболёт

Турболет Рафаэлянца-Гарнаева

Турболёт — экспериментальный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки без аэродинамических несущих, стабилизирующих и рулевых поверхностей. Подъёмную силу Турболёт создаёт турбореактивный двигатель (отсюда название «Турболёт»). Тяга ТРД превышает взлётный вес «Турболёта», что обеспечивает вертикальный взлёт и посадку аппарата, а также вертикальную скорость более 10 м/с. Турболет создан для проверки работы двигателя и газоструйной системы управления для самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП). Журналисты дали ему прозвище «Летающий стол». Турболет был создан в 1955 году конструкторским бюро Летно-исследовательского института в городе Жуковском, под руководством А.Н.Рафаэлянца. Турболёт выполнен на сварной ферме, посередине которой размещён ТРД РД-9БП, создающий вертикальную тягу (до лета 1956 года использовался ТРД РД-45Ф). Движение в горизонтальной плоскости осуществляется наклоном вектора тяги ТРД в сторону направления полёта. Устойчивость и управляемость аппарата могут обеспечиваться с помощью струйных рулей (реактивных микродвигателей) и газовых рулей, установленных в реактивном сопле двигателя. Турболёт использовался для исследования проблем устойчивости и управляемости СВВП, спускаемых космических аппаратов, рассчитанных для мягкой посадки на Луну и на планеты, лишённые атмосферы. Результаты исследований были позже применены при постройке первого советского самолёта вертикального взлёта и посадки Як-36, а позже и серийного Як-38. Турболёт имел форменный каркас, вертикально установленный на нём ТРД, четырёхстоечное шасси, кабину пилота и разнесённые на четырёх штангах струйные рули. Турболёт испытал 29 ноября 1956 года летчик-испытатель Ю.А.Гарнаев. Испытательные полеты были очень опасны. Турболет не обладал большой устойчивостью, вероятность опрокидывания была достаточно высока. В случае отказа двигателя аппарат превращался в обычный кусок железа, летать который, как известно, склонен только вниз и очень быстро. В 1958 году турболёт, пилотируемый Гарнаевым, демонстрировался на воздушном параде в Тушино с большим успехом у зрителей. В Центральный музей ВВС поступил 12 сентября 1974 года из ЛИИ МАП.