Яндекс.Метрика

Скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40)

Скоростной фронтовой бомбардировщик СБ (АНТ-40)

Специально для этого самолета в феврале 1934 года создаётся конструкторская бригада №5 во главе с главным конструктором А.А. Архангельским, под общим руководством А.Н. Туполева.

8 марта 1934 года представлен эскизный проект.

25 апреля началась постройка прототипа, а уже 7 октября 1934 года (АНТ-40РЦ, лётчик-испытатель К.К. Попов), самолет поднял в небо, показав скорость 325 км/час.

Испытания шли до конца декабря 1934 года, после чего официально аббревиатуру «СБ» стали расшифровывать не как средний, а как скоростной бомбардировщик.

Впервые на самолете такого класса:

-была использована гладкая металлическая обшивка, вместо жесткой гофрированной,

-применены новые тогда высокопрочные материалы,

-использована клепка впотай.

В марте 1935 года началась подготовка к серийному производству (Завод №22 в Москве).

В феврале 1936 года АНТ-40 «СБ» стал поступать в войска.

Выпуск «СБ» осуществлялся с 1936 по 1941г., позднее с 1937 г к советскими 2-м заводам присоединились ещё 3 завода: Авиа, Аэро и Летов расположенные в Чехословакии (произведено по лицензии 160 машин B-71 модификация СБ).

Всего было изготовлен 6831 бомбардировщик различных модификаций.

Поставлялись на вооружение республиканской Испании, Китая и Чехословакии.

В июне 1941 г. на западной границе Советского Союза в составе ВВС Красной Армии насчитывалось более 1500 самолетов СБ, собранных в 27 бомбардировочных и 4 разведывательных полка. Около 3000 самолетов к началу Великой Отечественной войны состояли на вооружении ВВС, как основные фронтовые бомбардировщики.

Масса пустого: 4138 кг

(Характеристики приведены для СБ-2М-103).

Вооружение: 4 7,62-мм пулемета ШКАС; до 1600 кг бомбовой нагрузки: 2 по 250 или 6 по100 в бомбоотсеке и 4 по 250 или 2 по 500-килограммовых бомб под крылом; возможна подвеска под крыльями НУРС РС-132.

Именно на СБ впервые в мире было применено ленточное боепитание авиационных пулемётов (вместо магазинного).

В состав бортового оборудования самолета входила приемопередающая радиостанция «Двина», а в случае необходимости в передней части бомбоотсека мог быть установлен аэрофотоаппарат АФА-13. Для связи членов экипажа между собой применялись телефонное переговорное устройство, пневмопочта и внутренняя трехцветная сигнализация. Рабочие места членов экипажа имели кислородное оборудование.

Трехместный моноплан со средним расположением крыла, цельнометаллический с убирающимся шасси. Шасси трёхопорное с хвостовым колесом, основные стойки убираются в мотогондолы. В зимнее время на шасси устанавливались лыжи.

Экипаж: 3 человека. Максимальная скорость: 419 км/ч. Практический потолок: 9600 м.

Дальность полета: 1500 км. Взлетная масса: нормальная — 5706 килограмм; максимальная — 8050 килограмм.

Силовая установка состояла из 2-х поршневых двигателей жидкостного охлаждения М-100 (позже М-100А, затем М-103, М-103У, М-104, М-105). Винты применялись 2-х лопастные фиксированного шага ВФШ или 3-х лопастные изменяемого шага ВИШ-2.

В состав бортового оборудования самолета входила приемопередающая радиостанция «Двина», а в случае необходимости в передней части бомбоотсека мог быть установлен аэрофотоаппарат АФА-13. Для связи членов экипажа между собой применялись телефонное переговорное устройство, пневмопочта и внутренняя трехцветная сигнализация. Рабочие места членов экипажа имели кислородное оборудование.

Самолет СБ был самым массовым скоростным фронтовым бомбардировщиком, имевшим самые высокие летные данные из всех фронтовых бомбардировщиков мира в 1935-1938 годов (Мировой рекорд — 2 сентября 1937 года на первом СБ бис М. Ю. Алексеев установил официальный рекорд высоты, подняв груз массой 1000 кг на высоту 12 244 м).

Первой войной скоростного бомбардировщика «СБ», была гражданская, в Испании. Здесь СБ получил обозначение «BK», что расшифровывается для русского уха весьма забавным словосочетанием «Бомбардьеро Катюшка», по имени героини популярной тогда оперетты. Что поделаешь, секретность!

Едва появившись в небе, бомбардировщики «СБ» стали его хозяевами и бомбили, когда и где хотели — испанские и немецкие истребители (в основном Хейнкель 52, бомбардировщики Капронн 101, Савойя 81, Юнкерс Ju-86) просто не могли догнать «Катюшку», и только с появлением у мятежников Франко новейших на то время «мессершмиттов» Bf-109, бомбардировщикам понадобилось истребительное охранение. Впрочем, до самого конца гражданской войны в Испании, бомбардировщики «СБ» эффективно действовали против различных наземных и морских целей — наносили удары по скоплениям войск противника, его аэродромам, портам, транспортам и военным кораблям. На первом этапе войны, нередки были случаи, когда самолеты СБ перехватывали и рассеивали в воздухе соединения бомбардировщиков противника!

После Испании, бомбардировщики «СБ» успешно воевали на Дальнем Востоке — в Китае, на о. Хасан и р. Халхин-Гол (также, как и в Испании — без истребительного прикрытия), затем сражались в финскую войну, и даже застали начало Великой Отечественной войны. В фронтовой бомбардировочной авиации Советских ВВС на 94% состояли из устаревших к тому времени СБ. Однако, они активно использовались в боевых действиях первого периода войны. Из-за больших потерь самолетов в светлое время, СБ вплоть до 1943 года использовались в качестве ночных бомбардировщиков.

После снятия с вооружения под обозначением ПС -40, ПС-41 использовался в гражданском воздушном флоте.

ПС-40 Пассажирская версия самолёта АНТ-40 для Аэрофлота, транспортный самолёт с 3 грузовыми отсеками в фюзеляже общим объёмом 2,58 м3. Выпущен малой серией в 1938 году на заводе №22. Переоборудовано также несколько ранее выпущенных СБ.

Музейный экспонат СБ в 1969 г был найден в Забайкалье на берегу реки Укшум, где он в 1939 г сел на вынужденную посадку в сложных метеорологических условиях. Из уцелевших частей на московском машиностроительном заводе им. А.Н. Туполева самолет был восстановлен и в 1982 году передан музею. Имеет сертификат «Памятник науки и техники России».