Самолет В-25 «Митчелл»

Норт Америкэн B-25 «Митчелл»

Американский двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик среднего радиуса действия. Первый полёт — 19 августа 1940 года. Произведено – 9984 самолетов. В СССР по ленд-лизу было поставлено 870 самолётов различных модификаций (8 из них были потеряны при транспортировке).

В-25 свободнонесущей двухмоторный моноплан с разнесенным оперением, цельнометаллический с работающей обшивкой, шасси с носовой стойкой, мощные моторы Wright R-2600 «Cyclone» по 1850 л. с. с винтами — автоматами, системой антиобледенителей, сильным оборонительным вооружением.

Группа летчиков во главе с М.М. Громовым, прибывшая в США для получения бомбардировщиков, досконально изучила В-25А, полетала на них и даже провели учебные бои с истребителями Р-43. Американский историк Э. Мак-Доуэлл пишет, что «русские летали на В-25, как на истребителях». В результате из крыльев «Митчеллов» повыскакивали заклепки, несколько стрелков повредили ребра, а один Р-43 врезался в землю.

В боевые части советских ВВС «Митчеллы» попали после открытия «Персидского коридора» — трассы поставок техники через Иран. Всего этим путем перегнали 118 В-25. В апреле 1942 года первые три (по другим данным-четыре) В-25С передали 37-му бап, который перевели с Дальнего Востока на аэродром Монино. В июне 1942 года один В-25С прошел программу государственных испытаний в НИИ ВВС, получив хорошие отзывы.

С конца 1942 года большая часть В-25 поступала из Америки по АЛСИБу — перегоночной трассе с Аляски через Чукотку и Восточную Сибирь на Красноярск 725 машин.

«Митчелл» имел большую бомбовую нагрузку (2000 кг, а в перегрузочном варианте — до 3000 кг), дополнительные бомбодержатели под крыльями и фюзеляжем позволяли нести 8х113 килограммовых бомб и 907 килограммовую торпеду. Общая бомбовая нагрузка была доведена до 2359 кг. В бомбоотсеке размещались авиабомбы до ФАБ-500 включительно. На наружных держателях под крылом можно было вешать бомбы весом до 250 кг. Эффективность вооружения самолета показал экипаж А.И.Молодчего: за 1,5 года полетов на В-25 сбил 5 вражеских истребителей.

Самолёт B-25 имел автопилот в качестве штатного оборудования, не изматывал пилотов, как наш неустойчивый Ил-4, на котором практически ни на секунду нельзя было бросить штурвал. Кабина пилотов имела полный комплекс пилотажно-навигационных и контрольных приборов, была просторной, светлой, теплой, комфортабельной. На современном уровне находилось радиооборудование, включавшее автоматический радиокомпас.

Неудачно, по сравнению с Ил-4, было решено на В-25 покидание машины в воздухе. Все члены экипажа, находившиеся в носовой части самолета, прыгали по очереди в один люк. При этом штурману надо было с надетым парашютом ползти по узкому лазу в пилотскую кабину, хвостовому стрелку приходилось возвращаться вперед к центру машины. А на Ил-4 каждый член экипажа покидал самолет независимо, через свой люк или фонарь.

Прибывшие в Монино самолеты переоборудовали (у американцев в экипаж входили бомбардир и штурман. У нас обе функции совмещал штурман — для него в носовую часть перенесли все навигационные приборы. Устаревший бомбовый прицел «Вимперис» В-25, заменяли отечественным ОПБ-1. Для повышения боевой живучести ввели систему наддува баков нейтральным газом). Переделку машин вели завод № 156 и рембаза ВВС в Монино.

К концу весны 1942 года на «Митчеллы» удалось перевооружить уже три полка в составе 222-й дивизии (аэродромы Раменское, Остафьево), которая была направлена на Западный фронт. Из-за «раскисания» мягких бензобаков самолетов советским бензином 4Б-78 В-25С срочно перевели на импортный бензин Б-100.

Во фронтовой авиации «Митчеллы» использовались недолго. На малых высотах громоздкий В-25С был инертным и хорошей мишенью для немецких зениток. В итоге решили, что использовать В-25 по тактическим целям неэффективно и 29 сентября 1942 года все самолеты передали в Авиацию дальнего действия (АДД), учитывая их большой радиус действия, отличное навигационное радиооборудование, мощное вооружение и значительную бомбовую нагрузку.

«Митчеллы» начали совершать дальние ночные рейды в тыл противника. Для увеличения дальности полета в бомбоотсек ставили специальные подковообразные дополнительные бензобаки. Бомбы при этом размещались на внешней подвеске под крылом 2хФАБ-250. Потом было освоено производство картонных одноразовых подвесных баков. Для бомбометания ночью на самолетах установили специальные прицелы НКПБ-7.

Осенью 1942 года при заморозках начались массовые отказы агрегатов, приборов, вооружения. Причина — недостаточная морозостойкость шлангов гидросистемы. Появились разрывы маслорадиаторов. Были изготовлены съемные зимние лобовые щиты капотов моторов. Они имели секторные щели, которые открывались или закрывались при необходимости. Такие устройства были на всех советских самолетах с двигателями воздушного охлаждения, а также на бомбардировщиках Дуглас А-20.

Вслед за В-25С стали поступать B-25D. На поздних сериях этих самолетов убрали ненадежную нижнюю выдвижную башню. В целом в начале 1944 года В-25 составляли около 10% авиапарка АДД. Всю вторую половину войны они совершали дальние рейды на Варшаву, Бреслау. Кенигсберг, Тильзит, Берлин. Как и другие самолеты АДД, «Митчелл» иногда использовался и как транспортный. Он имел емкий фюзеляж, в который при перебазировании загружали до 20 человек-техников и оружейников. В-25 мог доставить до 1 тонны груза на расстояние 2240 км.

Самолёты B-25B  в США стали знамениты благодаря рейду полковника Дулиттла.

18 апреля 1942 года 16 B-25В «Митчелл», впервые в мире бомбардировщики наземного базирования взлетели с короткой палубы авианосца «Хорнет» и нанесли удары по целям в Токио, Кобе, Йокогаме и Нагое.

Технические характеристики:

Экипаж 6 чел. (два пилота, штурман, бортинженер, стрелок-радист, стрелок).

Длина самолета 16,1 м. Размах крыла 20,6м. Высота 4,8м.

Масса пустого 9580 кг, снаряженного 15200 кг, максимальная взлетная 19000кг.

Двигатель: 2× Wright R-2600 «Cyclone» по 1850 л. с. (1380 кВт) каждый

Лётные характеристики:

Максимальная скорость 442 км/ч, крейсерская скорость 370 км/ч.

Боевой радиус: 2170 км. Перегоночная дальность 4300 км.

Практический потолок 7600 м. Скороподъёмность 4 м/с

Вооружение: пулемёты 12× 12.7 мм. Бомбовая нагрузка — до 3000 кг.

Советский военный лётчик Василий Васильевич Решетников, Герой Советского Союза, бывший заместитель Главнокомандующего ВВС СССР, генерал-полковник авиации, в последний раз поднялся в небо и пилотировал американский бомбардировщик Б-25 в 2003 году, когда ему было 83 года. Это произошло на 13 августа 2003 года на авиашоу в Монино. Самолёт пригнал из Австрии австрийский пилот.