Яндекс.Метрика

Самолет Р-63 «Кингкобра»

Р-63 «Кингкобра» — истребитель КБ фирмы «Белл». Первый полёт совершил 7 декабря 1942 года.

Экипаж 1 человек, максимальная скорость 655 км/час, потолок практический 11900 м.

Один двигатель жидкостного охлаждения V-12 Allison V-1710-117. Мощность 1800 л.с.

Максимальная взлётная масса 4 763 кг.

Вооружение: 2-4 пулемета 12.7 мм, 1 пушка 37 мм, бомбовая нагрузка 700 кг.

Произведено 3303 единиц. Р-63 «Кингкобра» был истребителем новой конструкции, с использованием основных идей, реализованных на военном самолете «Аэрокобра» Р-39, и введением крыла с ламинарным обтеканием и высокого киля.

В феврале 1944 года в США командировали представителей НИИ ВВС летчика А.Г. Кочеткова и инженера Ф.П. Супруна. Перед ними поставили задачу испытать Р-63А раньше, чем массовый поток этих самолетов хлынет в Советский Союз.

Предшественница ее «Аэрокобра» имела свойство при допущении ошибки со стороны летчика и предельно задней центровке, то есть когда комплект снарядов был израсходован (он располагался в носу, возле пушки), а центр тяжести при этом сдвигался назад, входить в плоский штопор и не выходить из него. Именно с такой центровкой Кочеткову надо было провести испытание «Кингкобры», чтобы убедиться в том, что новая машина, по заявлению фирмы, в плоский штопор не входит. Главный программный испытательный полёт истребителя Bell P-63 Kingcobra был назначен на утро 24 апреля 1944 года. Удалась лишь первая часть программы. Выйти из штопора, несмотря на свой огромный опыт и следование всем инструкциям на этот случай, Кочетков не смог. На высоте около 1000м ему удалось выбраться из штопорящей «Кингкобры». Он приземлился с парашютом недалеко от обломков самолёта. Ожидая нагоняя за разбитую машину. Кочетков, как ни странно, получил лишь благодарности и памятный значок от фирмы «Ирвинг» (Золотую гусеницу), производящей парашюты, один из которых его спас. Удалось установить, что «благополучной» в отношении штопора «Кингкобра» остается только при нормальной центровке. После этого полёта Ларри Белл пригласил Кочеткова к себе, чтобы услышать личные впечатления заслуженного испытателя об этом происшествии. Затем он предложил ему облетать юбилейную десятитысячную серийную «Эйркобру». Полёт «юбиляра» был успешно проведён. Работы на самолёте P-63 «Кингкобра» по результатам анализа испытательного полёта Кочеткова шли полным ходом. В начале лета 44-го американские перегонщики доставили в Фэрбенкс (на Аляску) первые доработанные «Кингкобры» и начали учить на них наших летчиков. На Аляске готовили только командиров эскадрилий перегоночной дивизии. Практически все «Кингкобры» перегонялись через Аляску до конца 1945 года. Внедрение нового истребителя в боевой строй несколько затянулось.Успели получить 2400 «Кингкобр» из 2450 заказанных советской стороной. Из них 2397 прибыли через Аляску и только три привезли морем через Мурманск. Последнюю «Кингкобру» доставили 29 сентября 1945 года. В боевых действиях Второй мировой войны P-63 применялся только в СССР. Около 200

P-63 и P-63C использовались в операциях советских ВВС на Дальнем Востоке в августе 1945 года в Манчжурии, Северном Китае, на Курилах. Самолет снят с производства осенью 1945 года. Снят с вооружения в СССР — в 1952-1953 гг. Произведено 3303 единиц.

Известные летчики, воевавшие на Аэрокобрах и Кингкобрах: А.И. Покрышкин, И.Д. Гулаев, Г. Г. Речкалов, Д. Б. Глинка, Б.Б. Глинка, А.Ф. Клубов, Г., Голубев и другие.

Покрышкин Александр Иванович в числе других лётчиков освоил самолёт P-39 «Аэрокобра», даже перегонял эти самолёты из Ирана. На фронт попал снова только весной 1943 гола. Всего сбил 59 самолетов. Особо отличился во время боёв на Кубани. Именно здесь родилась его знаменитая формула: «Высота, скорость, манёвр, огонь». Командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан Покрышкин А.И. 12 апреля в воздушном бою в районе станицы Крымской прямо на глазах командующего 4-ой Воздушной армией генерала К.А.Вершинина сбил четыре «Me-109». В этот же день сбил ещё 3 самолёта.

Успешно сражались на Р-39 братья Борис Борисович и Дмитрий Борисович Глинки. Старший брат Борис совершил около 200 боевых вылетов, сбил лично 27 и в группе 2 самолета противника, младший Дмитрий — выполнил примерно на 100 боевых вылетов больше, одержав в воздухе ровно 50 побед. За март — апрель 1943 г. браться сбили по 10 вражеских самолетов каждый, преимущественно типа «мессершмитт». В июле 1944 г. судьба приготовила обоим суровые испытания: Борис был сбит в воздушном бою, получил тяжелую травму при покидании кабины с парашютом и в боях больше не участвовал, а Дмитрий попал в тяжелое летное происшествие при перелете пассажиром на транспортном самолете и едва остался жив.

Государственные награды: Герой Советского Союза Б.Б. Глинка награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Ленина, Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды. Дважды Герой Советского Союза Д.Б. Глинка награжден орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Александра Невского и Отечественной войны 1 степени.

Сейчас в нашей стране имеется одна подобная машина. Собрана из обломков нескольких самолетов, разбившихся на сибирской трассе. Восстановлен в г. Новосибирске и передан в музей в 1992 году.