Самолет Ли-2

Самолет Ли-2

Цельнометаллический пассажирский транспортный (в период Великой Отечественной войны дальний бомбардировщик) строился по американской лицензии фирмы «Дуглас» ДС-3 Докотос. Выпуск организовал инженер Б.П. Лисунов в 1938 году первоначально назывался ПС-84, а с 1942 года- Ли-2. В ноябре 1939года на авиазаводе №84 в Химках завершилась постройка первого экземпляра «советского Дугласа».

В 1940 году первые ПС-84 получило Московское управление Гражданского Воздушного флота. Авиалайнер начал осуществлять грузопассажирские перевозки на внутренних и международных авиалиниях: Москва-Стокгольм, Москва-Берлин, Ташкент-Кабул, Улан-Удэ- Улан-Батор, Москва-Новосибирск, Москва-Ашхабад, Москва-Тбилиси. Когда началась Великая Отечественная война «Аэрофлот» перешел в подчинение Наркомату обороны.

На самолете установлены два двигателя (9-ти цилиндровых воздушного охлаждения М-62 (АШ-62 ИР). Конструктор двигателей А.Д.Швецов. Мощность – 1000л.с. Взлетный вес 13200кг. Максимальная скорость -325 км/час, потолок- 5600м. Дальность полета — 2500км. Экипаж 5 человек. В варианте бомбардировщика 6 чел. (шестой турельный стрелок). Вооружение – до 3-х пулеметов калибра 12,7мм. Бомбовая нагрузка (максимально – 1250кг)

В годы войны брали на борт до 30 десантников с оружием. Количество пассажирских мест -24. Максимальная полезная нагрузка -2600кг. В начале октября 1941г. Московская авиационная группа только за три дня перебросила в район боев под Орлом- 5440 бойцов Пятого воздушно-десантного корпуса. Это был первый в нашей стране опыт десантирования с применением большого числа транспортных самолетов. ПС-84 выполняли транспортные задачи на линии фронта и даже в тылу врага. Доставляли горючее и боеприпасы советским войскам, попавшим в окружение под Минском. Обратными рейсами вывозили раненых. В октябре 1941года главной работой для транспортников стало снабжение продовольствием блокадного Ленинграда и эвакуация оттуда женщин и детей. До конца декабря доставили в осажденный город 6000т. Грузов и вывезли более 53000 человек.

Известные летчики, воевавшие на этом самолете:

Герой Советского Союза Валентина Степановна Гризодубова, Сухоркин, Бибиков, Пантелли.

Уже в сентябре 1941 года на фронте появились вооруженные ПС-84 (Ли-2). 6 сентября четыре немецких истребителя преследовали самолет пилота Пантелли. Верхний стрелок Новицкий сбил один Bf 109. Второй истребитель попытался подойти ближе, но был отогнан механиком Думновым, стрелявшим из бортового пулемета. Летчик Штейгервальд сам пошел в атаку на бомбардировщик Ju-88, заходивший на бомбежку железнодорожного состава у станции Хорольск. Его стрелку Суркову удалось повредить немецкий самолет и сорвать бомбометание. Этот же экипаж в районе Сухиничей обстрелял немецкую колонну и уничтожил автомашину и около 20 солдат. Пилот Бибиков совершил посадку в расположении окруженной части под обстрелом минометов и даже стрелкового оружия. Самолет летчика Сухоркина снизился и пулеметами подавил огонь врага. Бибиков под прикрытием второй машины благополучно взлетел, увозя раненых.

В тяжелые годы войны Герой Советского Союза Валентина Степановна Гризодубова стала единственной в мире женщиной, командовавшей мужским, гвардейским, авиационным полком Дальней авиации. Лично совершила около 200 боевых вылетов в глубокий тыл противника, в том числе на обеспечение партизанских соединений Ковпака, Сабурова, Бегмы, Федорова и других — с ночными посадками на партизанских площадках. Полк гвардии полковника Гризодубовой вывез из тыла фашистов 4 тысячи детей.

Всего авиапромышленностью выпущено около 3000 Ли-2. В 1950-е годы стареющего Ли-2 начали вытеснять более современные машины.

Самолет прибыл в музей из в/ч пп 82327 в январе 1959 года.