Самолет И.И.Сикорского «Илья Муромец»

Макет биплана С-22 «Илья Муромец», Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Выдающийся авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский уже был довольно известен, когда взялся за строительство самого большого в мире многомоторного самолета. Причем, вопреки сомнениям многих авторитетных специалистов того времени, полагавших, что такой аэроплан летать не сможет.
Однако, первый созданный им крупный самолет «Гранд-Балтийский» (переименованный в «Русский Витязь») с крылом размахом 27 метров и полетным весом более 4 тонн, успешно летал.
Его развитием стал «Илья Муромец» — этапный в мировом авиастроении, ставший прототипом всех многомоторных бомбардировщиков. Он выпускался в различных модификациях, отличавшихся составом силовой установки и отдельными конструктивными особенностями.
Впервые в мировой технике фюзеляж «Ильи Муромца» был сплошным, четырехгранного сечения, высотой более человеческого роста. В его передней части находилась кабина длиной 8,5 м, шириной 1,6 м, высотой 2 м. Масса самолетов разных моделей была от 4800 до 6100 кг, площадь крыльев — 220 кв. м. Размах верхнего крыла в зависимости от модификации составлял от 24 до 34,5 м, нижнего от 17 до 27 м. Элероны имелись только на верхнем. Самолет мог брать до 30 пудов бомб, которые вначале сбрасывали механически, движением рукоятки, ас 1916 года с помощью электросбрасывателя, впервые в мире примененного именно на этих машинах.
Силовая установка включала четыре двигателя «Аргус» мощностью по 100 лошадиных сил. Некоторые самолеты оснащали двумя внутренними моторами «Сальмсон» по 200 лошадиных сил и двумя двигателями «Аргус» по 115 лошадиных сил.
Позднее устанавливались и французские моторы «Рено» мощностью по 220 лошадиных сил.
Первый «Илья Муромец» построен в октябре 1913 году. После заводских испытаний на самолете начали выполнять показательные полеты. Пилотировал самолет сам Сикорский, максимальная скорость доходила до 130 км/ч.
На «Илье Муромце» тогда установили все мировые рекорды по грузоподъемности и дальности. Так, 12 февраля 1914 года, на нем подняли 1300 кг, 15 пассажиров и собаку. Это достижение оставалось непревзойденным до 1919 года. В июне 1914 года был выполнен перелет Петербург — Киев и обратно.
В августе 1914 года «Илью Муромца» приняли на вооружение русской армии. Машины свели в «эскадру воздушных кораблей» и использовали как разведчики, а потом и в качестве бомбардировщиков. Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели 14 (27) февраля 1915.
Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей. При этом за всю войну непосредственно истребителями неприятеля была сбита всего 1 машина (которую атаковало сразу 20 самолётов), а подбито — 3.
Всего выпустили около 80 самолетов этого типа, почти 36 версий. Они участвовали в гражданской войне, а потом обслуживали первую в стране пассажирскую линию Москва — Харьков.

В музее ВВС экспонируется «Илья Муромец», оснащенный двигателями чешского производства. Самолет принимал участие в съемках фильма «Поэма о крыльях» в 1979 году. После экспонирования на ВДНХ СССР и реставрирования поступил в музей ВВС в феврале 1986 года. Является памятником науки и техники.