Яндекс.Метрика

Самолет А-20 G «Бостон»

A-20G «Бостон»- средний бомбардировщик, тяжелый штурмовик, торпедоносец, ночной истребитель.

Разработчик: «Дуглас». Главный конструктор — Джон Нортроп, Эдвард Хейнеманн.

Первый полет совершил 17 августа 1939 года.

Серийный выпуск – с октября 1939 по сентябрь 1944 года.

В 1943 году через Аляску и Иран начала прибывать новая модификация A-20G (у нас обычно обозначавшаяся А-20Ж, отсюда одно из его прозвищ «Жучок»). Если в 1943 году в Советский Союз поступило 1360 самолетов А-20 разных модификаций, в 1944 году — 743, в 1945 году через советскую военную приемку прошел всего один «Бостон».

Период эксплуатации: ноябрь 1939 года (Франция) по 1953 год (СССР).

Количество выпущенных самолетов – 7478 штук.

Цельнометаллический высокоплан. Самолёт имел трех стоечное шасси с носовым колесом, что было необычно для того времени и имел взаимозаменяемые носовые секции фюзеляжа для вариантов штурмовика или бомбардировщика. Два двигателя «Райт R-2600-23», стоявшие на A-20G, развивали мощность 1600 л. с. каждый. Экипаж 2-3 человека. Летчик, штурман и задний стрелок в зависимости от выполняемых задач. Максимальная скорость — 520 км/ч. Крейсерская скорость – 390 км/ч. Практический потолок – 7200 м.

Самолёт получил мощное пулемётно-пушечное вооружение, установленное в носу — четыре 20-мм пушки М-1 (боекомплект 60 выстрелов на ствол) и два 12.7-мм пулемёта «Браунинг M2» (500 выстрелов на ствол) на первых 250 машинах, заменённые на батарею из шести пулемётов на последующих, экипаж был сокращён до двух человек (пилот и задний стрелок). В качестве оборонительного вооружения самолёт получил закрытую турель фирмы «Мартин» с двумя 12.7-мм пулемётами «Браунинг M2» (боекомплект 400 выстрелов на ствол). В месте установки турели фюзеляж был расширен на 15 см. Ещё один пулемёт «Браунинг M2» устанавливался в полу кабины стрелка. Такое вооружение из девяти пулемётов «Браунинг M2» стало стандартом для всех последующих A-20.

Бомбовая нагрузка – 1200 кг.

Экипаж бомбардировщика A-20 «Бостон» под командованием Г.А. Осипова

Советский экипаж самолета А-20 G «Бостон»

Применялся на южных участках Советско-Германского фронта, Сталинградская битва, в крупных операциях: Белорусской, Ясско-Кишиневской, Восточно-Прусской. Воевали в небе Польши, Румынии, Чехословакии и Германии. «Бостоны» заслужили отличную репутацию у наших летчиков, особенно по скорости, высоте и маневренности. Ему легко давались глубокие виражи. Он свободно летал на одном моторе. «Бостон» был прост и легок в управлении, что важно для молодых летчиков.

http://www.bellabs.ru/51/Photos/Berlin-11.jpg

Самолеты А-20 над Берлином. Май 1945 года.

Известные летчики, воевавшие на этом самолете – В.С. Ефремов, Д.М. Чудненко, И.Ф. Орленко, Г.А. Осипов.

Ефремов Василий Сергеевич командир 3-й эскадрильи. Совершил 340 боевых вылетов. Экипаж самолета уничтожил 32 самолёта противника на аэродромах и 4 в 19 воздушных боях. Награды: Дважды Герой Советского Союза (1 мая 1943 и 24 августа 1943 года), два ордена Ленина, орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, медали. Вышел в запас в звании полковника в 1960 году. Написал книгу «Эскадрильи летят за горизонт» (1984 год). Почетный гражданин Волгограда (7 мая 1980 года). В Волгограде установлен бронзовый бюст. Похоронен на Мамаевом кургане.

Чудненко Дмитрий Макарович в 1940 году окончил Харьковское военное авиационное училище штурманов, 22 июня 1941 года совершил первый боевой вылет в составе 33-го бомбардировочного авиаполка. В составе 19-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 270-й авиационной дивизии 8-й воздушной армии участвовал в Сталинградской битве. Участник разгрома Квантунской армии. Всего за войну совершил 292 боевых вылета.

Осипов Георгий Алексеевич в годы Великой Отечественной войны прошел боевой путь от командира эскадрильи до инспектора по технике пилотирования 6-го смешанного авиационного корпуса. Совершил 124 боевых вылета, в основном в качестве ведущего эскадрильи и полка. Из его воспоминаний: «Оглядываюсь и вижу, как все девять самолетов второй эскадрильи летят в четком строю и горят. Так, горящие, они дошли до цели, сбросили бомбы по фашистским танкам — и только после этого боевой порядок нарушился, бомбардировщики стали отворачивать влево и вправо, а экипажи прыгать с парашютами…» «Очередь хлестнула по моему самолету. Разбита приборная доска. Брызги стекол от боковой форточки кабины осыпали лицо. Запахло спиртом. Жданов доложил, что огнем истребителя разворотило левый бок фюзеляжа, пробита гидросистема, затем выстрелил еще несколько очередей и сообщил, что патроны кончились…»

В музей ВВС А-20G доставили из Новосибирска самолетом Ан-22 в сентябре 1994 года.