Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Штурмовик МиГ-15бис ИШ

C:\Users\vadim\Documents\Наработки текста по самолетам\Ангар 8\Самолет МиГ-15\DSC_0178 (Копировать) (Копировать).JPG

МиГ-15бис (по кодификации АТО: FagotФэ́гет — англ. Вязанка) — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича, развитие МиГ-15. В 1946 году моторостроительное ОКБ В. Я. Климова занялось разработкой усовершенствованного варианта двигателя РД-45Ф, который являлся копией британского Нин II. Разработанный Климовым ТРД ВК-1при практически тех же габаритах и массе что и РД-45Ф, имел на 20% большую тягу. Заводские и государственные испытания двигателя были проведены на четырёх серийных МиГ-15, которые получили заводской шифр «СЛ». В начале 1949 года государственные испытания двигателя были завершены, а 14 мая, постановлением Совета Министров СССР № 1887-697 двигатель ВК-1 со 100 часовым ресурсом был запущен в серийное производство. В соответствии с приказом МАП № 386 от 20 мая 1949 года, ОКБ-155 поручалось модифицировать МиГ-15 под двигатель ВК-1. На государственные испытания самолёт должен был быть предъявлен летом 1949 года, однако из-за задержки с получением серийного МиГ-15 для модификации, на государственные испытания самолёт был предъявлен только в начале осени. МиГ-15 № 105015 оснащенный ТРД ВК-1 получил заводской шифр «СД». Хоть размеры РД-45Ф были и похожи, но из-за большего диаметра удлинительной трубы, пришлось незначительно изменить конструкцию хвостовой части. Так же была усилена конструкция крыла, а по задней кромке крыла была приклепана полоска «нож» шириной 40 мм (от «валежки»), на правом элероне такой же «нож» шириной 30 мм. На самолёте «СД» был установлен гидроусилитель БУ-1 в управлении элеронами, в носке левой консоли крыла. Компенсация рулей высоты была увеличена на 22%, носки рулей высоты и поворота были утолщены. Ещё одним серьёзным изменением было новое вооружение, пушки НС-23КМ были заменены на НР-23, имевшие более высокую скорострельность. Установка этих пушек была отработана ещё на МиГ-15 «СВ». Как и на поздних сериях МиГ-15, на истребителе «СД» стоял прицел АСП-3Н. На самолёт можно было подвешивать две бомбы по 50 или 100 килограмм, или два 250 литровых ПТБ. На заводских и государственных испытаниях была получена скорость 1050 км/ч, практический потолок в 15000 м, время набора высоты 5000 м — 2,3 мин. Взлетная масса самолета — 4800 кг. Запас топлива в 2000 л (плюс два подвесных бака емкостью по 500 л) обеспечивал дальность полета 1420 км. МиГ-15 поступил на вооружение авиации не только нашей, но и других стран. Он выпускался в вариантах истребителей — фронтового, сопровождения, перехватчика, ночного, бомбардировщика, фоторазведчика. В 1948 году на МиГ-15бис устанавливали двигатель ВК- 1. Он имел те же размеры и конструкцию, но в управлении элеронами был включен обратимый гидроусилитель, увеличена компенсация руля высоты, на задней кромке крыла приклепана полоска «нож» для устранения «валежки» и вместо пушек НС-23 применили НР-23 с большей скорострельностью. Выпущено МиГ-15 бис более 17 тысяч экземпляров. Истребитель МиГ-15 оказался одним из самых удачных в мире боевых самолетов. Он обладал высокими летными характеристиками, мощным пушечным вооружением, высокой надежностью и простотой в эксплуатации. Это была подлинно «рабочая машина», «самолет-солдат». МиГ-15 первым среди отечественных реактивных самолетов-истребителей успешно участвовал в боевых действиях — имеется в виду война в Корее в 1950-1953 годах Советские асы Н. Сутягин и Е.Пепеляев в 1951 году, одержали на этих машинах соответственно 21 и 20 побед над американскими летчиками, летавшими на реактивных истребителях «Сейбр», «Тандерджет» и бомбардировщиках «Сьюпефортресс». Экспонируемый в музее самолет МиГ-15 с двигателем ВК-1 был изготовлен в варианте истребителя-штурмовика с двумя балками под крылом для подвески бомб и блоков с неуправляемыми реактивными снарядами. Является памятником науки и техники.