Истребитель МиГ-9

C:\Users\vadim\Documents\Наработки текста по самолетам\Ангар 8\Самолет МиГ-9\DSC_0221 МиГ-9 спереди справо (Копировать).JPG Разработку турбореактивных двигателей (ТРД) в СССР начали практически одновременно с подобными работами за рубежом. Английский конструктор Фрэнк Уиттл приступил к реализации своего проекта в 1936 году, а А.М.Люлька предложил проект первого отечественного ТРД в 1937 году. Уже к маю 1941 года люльковский двигатель РД-1 с проектной тягой 530 кг был готов в металле на 70%, на стенде работали камера сгорания и турбина, а в опытном производстве изготавливали компрессор. Однако с началом Великой Отечественной войны работы над РД-1 пришлось свернуть. Перед эвакуацией из осажденного Ленинграда техническую документацию, а также готовые детали и агрегаты двигателя закопали на территории Кировского завода. В эвакуации же А.М.Люлька переключили на танковые моторы. Серьезно заняться реактивной техникой в Советском Союзе решили только в 1944 году, когда начали поступать разведданные об интенсивных разработках реактивной техники в Германии, Англии и Америке. В связи с этим 18 февраля 1944 года в своем Постановлении № 5201 Государственный Комитет Обороны (ГКО) указал на нетерпимое положение с развитием реактивной техники в стране. Решение этой задачи было теперь целиком возложено на НКАП. Этим Постановлением был ликвидирован не справившийся со своими задачами Государственный институт реактивной техники (ГИРТ) при СНК СССР, а А.И.Шахурину и А.С.Яковлеву поручалось собрать все квалифицированные кадры и организовать Научно-исследовательский институт реактивной авиации (НИИ-1), считая его основной задачей создание реактивных двигателей. При этом уже в 1944 году предписывалось начать полеты на отечественных реактивных самолетах. Одновременно было дано указание о начале проектирования и постройки реактивных истребителей конструкторским бюро А.С.Яковлева, С.А.Лавочкина, А.И.Микояна и П.О.Сухого. В связи с этим к 15 марта 1944 года в ГКО требовалось представить конкретные предложения о строительстве реактивных двигателей и самолетов. В 1945 году, после победы над Германией, в руки советских, американских и британских специалистов попало большое количество наработок немецких конструкторов. Конечно же среди них были и различные образцы техники, в том числе новейшие реактивные истребители He-162 и Ме-262. Эти машины были всесторонним образом испытаны и опробованы, однако так как их конструкции были весьма «сырыми», более, чем вариант на тему «а ещё самолеты можно делать вот так», они не использовались. Гораздо больший интерес представлял попавший в руки советских конструкторов двигатель Me-262 — BMW-003. Уже в июне 1945 года ОКБ Микояна приступило к проектированию своего реактивного истребителя на основе этой силовой установки, получившего индекс И-300. По первоначальному проекту И-300 здорово походил на мессершмитт — машина имела два двигателя расположенных под крыльями. Однако ОКБ Микояна к этому времени имело уже солидный опыт разработки скоростных машин, поэтому было принято более рациональное решение — сместить оба двигателя к центру фюзеляжа и поставить рядом друг с другом. Испытания в аэродинамической трубе только подтвердили правильность этих догадок. В конце 1946 года истребитель И-300 успешно прошел государственные испытания и был принят на вооружение СССР, под новым названием — МиГ-9, став первым советским серийно выпускавшимся истребителем на реактивной тяге. В качестве силовой установки МиГ-9 имел 2 турбореактивных двигателя РД-20 — копии BMW-109-003A, выпускавшиеся в Казани. Других сходств с «немцем» у МиГ-9 не было. Производство МиГ-9 продолжалось с 1946 года по 1948 год, за это время было произведено 610 машин этого типа. Самолет МиГ-9, экспонируемый в музее был построен в 1947 году. 15 ноября того года летчик-испытатель завода Батюцкий провел его сдаточные испытания, и с 20 декабря самолет передали в войска. Последний полет на нем летчик Соловьев совершил 9 мая 1952 года. Всего на счету этого МиГа 133 летных часов. В музей ВВС он поступил 12 мая 1960 года. Является памятником науки и техники. В настоящее время на самолете производятся реставрационные работы.