Истребитель Ла-15

https://ic.pics.livejournal.com/alekseletskih/70870962/3915963/3915963_original.jpg

Ла-15 (Fantail (с англ. — «трубастый голубь») по классификации НАТО, первоначально Type 21) — советский реактивный истребитель. Создан ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина. Первый полёт прототипа «174» выполнен в январе 1948 года. Выпущено 235 серийных машин, находившихся на вооружении ВВС и ПВО с 1949 по 1954 год. В боевых действиях не участвовали. Уже после сообщения о возможности приобретения британских турбо-реактивных двигателей «Нин» и «Дервент» в ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина были развёрнуты работы по созданию истребителей под них. Первый из них,  «174ТК», должен был оснащаться ТРД «Дервент» и являлся опытной машиной, второй, более прогрессивной схемы «168», с более мощным ТРД «Нин» и стреловидным крылом, проектировался с перспективой принятия на вооружение. Но в связи с тем, что первым в СССР прибыл «Дервент», Лавочкин принял решение – не забрасывая проект самолёта «168», начать разработку аналогичного самолёта под «Дервент V» под обозначением «174». Конструирование истребителей «168» и «174» проходило в отсутствие силовой установки, на основе технической документации к британским двигателям. С 1 августа по 25 сентября прошли государственные испытания, проведенные инженером В. Г. Чернявским и лётчиком-испытателем А. Г. Кочетковым. Также в полётах принимали участие пилоты П. М.Стефановский, А.Г.Прошаков, В.Г.Хомяков, И.М.Дзюба, А.Г.Терентьев, В.П.Трофимов и Л.М.Кувшинов. В заключении по результатам государственных испытаний самолёта «174Д» были отмечены следующие факты: Самолёт уступал Як-25 (первому с таким обозначением) с аналогичным двигателем в максимальной скорости на 50 км/ч у земли, но на высоте в 3000 метров превосходил его на 68 км/ч. Дальность полёта была больше на 71 км, однако по времени виража, скороподъёмности, потолку и взлётно-посадочным характеристикам «174Д» уступал «Яку». Истребитель по технике пилотирования был доступен лётчикам средней квалификации, но при выполнении восходящих фигур требовал повышенного внимания. По горизонтальной манёвренности, характеристикам разгона и торможения «174Д» превосходил своего основного конкурента МиГ-15. Истребитель превосходил винтовые самолёты по скорости, однако вступать с ними в манёвренный бой на горизонталях не рекомендовалось. После устранения выявленных в ходе испытаний дефектов в декабре 1948 года истребитель «174Д» был предъявлен на контрольные государственные испытания. По требованию ГК НИИ ВВС на самолёте был установлен новый фонарь выпуклой формы, с улучшенным обзором из кабины, установлена новая мачта антенны для увеличения дальности радиосвязи, а также усовершенствована топливная система для питания двигателя горючим при отрицательных перегрузках. В августе 1948 года истребитель «174Д» был принят на вооружение под обозначением Ла-15, затем на основании приказа МАП от 14 сентября 1948 года на заводах № 21 и № 292 началась подготовка к серийному выпуску Ла-15. В 1949 году самолёт начал поступать в строевые части ВВС и истребительной авиации ПВО. В ходе освоения новых истребителей произошло несколько катастроф, включая ту, в которой погиб полковник А.П. Шишкин. В 1950 году катастрофы продолжились, разбилось несколько истребителей, погибли лётчики. За достаточно короткий период с Ла-15 случилось довольно много происшествий, однако не больше, чем с его конкурентом МиГ-15, но выбор ВВС всё же остановился на последнем истребителе, и производство Ла-15 было свёрнуто. Уже в 1953 году Ла-15 начали снимать с вооружения, а в следующем году вывод истребителей из эксплуатации был завершён. После списания с Ла-15 снимали двигатели для их использования на самолётах-снарядах КС-1 «Комета», а сами самолёты отправлялись на ядерные полигоны, где их использовали в качестве мишеней. Экспонируемый в музее самолет  построили в апреле 1949 года. 23 апреля этого года летчик-испытатель Алифанов приступил к выполнению программы сдаточных полетов, а 20 мая самолет поступил в войсковую часть. В июне его передали в ГК НИИ ВВС, для проведения испытательных полетов. Последний полет 9 марта 1950 года выполнил летчик Бровцев. С начала эксплуатации Ла-15 провел в воздухе 20 часов, на нем произвели 237 взлетов и посадок. Ла-15 был передан в Музей ВВС из Центрального дома авиации им. М.Ф.Фрунзе в конце 1958 года, где он находился с 1954 года. В 2015 году на самолете выполнили восстановление лакокрасочного покрытия силами реставрационной бригады ФГУП«НПО им. Лавочкина». По сведениям специалистов НПО, самолет одно время принадлежал одной пилотажной группе, имевшей собственную уникальную окраску самолетов. Эта окраска теперь восстановлена в музейном варианте. Находящийся в экспозиции музея Ла-15 – единственный сохранившийся самолет этого типа. Имеет сертификат памятника науки и техники.