Яндекс.Метрика

Гондола стратостата «Волга»

Гондола стратостата «Волга»



Герметичная гондола стратостата «Волга» была создана на основе спускаемого аппарата корабля «Восток», была снабжена устройством для стравливания воздуха и устройством катапультирования вниз. В надутом состоянии длина оболочки стратостата «Волга» превышала 100 метров, а объем ее составлял целых 72 900 м³. Несмотря на то, что оба испытателя облачились в высотные компенсационные костюмы, несколько напоминающие космические скафандры, этот полет с советской космической программой связан не был. Заказчиком эксперимента выступили Военно-воздушные силы СССР. В ходе испытаний военные планировали протестировать снаряжение для систем спасения, которыми предполагалось оснастить высотные самолеты-разведчики Як-25 РВ. Согласно заданию, Евгению Андрееву предписывалось совершить невероятный затяжной прыжок с высоты более 25 км. Раскрыть парашют испытателю разрешалось лишь в 800 м от земли. Следующим должен был прыгать Петр Долгов, однако его парашют должен был раскрыться сразу же после расставания с гондолой.

1 ноября 1962 года стратостат «Волга» стартовал в составе командира полковника Петра Ивановича Долгова и майора Евгения Николаевича Андреева. Цель полета: проведение ряда научных исследований, испытание нового авиационное и космическое снаряжения и спасательных средств. Начиная с высоты 13 километров стратонавты наблюдали черное небо, а температура за бортом достигла -65 градусов. При катапультировании Евгений Андреев (с высоты 25 километров) благополучно приземлился. Во время падения стратонавт перенес огромные перегрузки и разогнался до 900 км/ч! Если подъем стратостата на высоту катапультирования занял два часа, то падение парашютиста длилось не более пяти минут. Евгений Николаевич так вспоминал о своих ощущениях: «Перевернулся на спину, чтобы теплоотдача была меньше, и — вперед! Поразило небо густого чернильного цвета и звезды — близко-близко. Покосился через плечо вниз, а там голубизна, ярко-оранжевое солнце… Красотища!» При приземлении он отклонился от заданной точки, что затруднило поиски.

А вот Долгова нашли быстро, еще в воздухе. Парашют-автомат исправно сработал, но на землю опустилось… мертвое тело. Проведенное расследование показало, что парашютист покинул стратостат на высоте 28 640 м. По одной из версий, в это время гондолу сильно раскачивало и испытатель ударился стеклянным шлемом-пузырем о выступ около люка. По другой — он пробил стекло о выступающий предмет, резко встав со своего сиденья и изготовившись для прыжка. В любом случае, в гермошлеме образовалась трещина длиной не более 9 мм. Но этого оказалось достаточно для разгерметизации скафандра. Трагизм ситуации заключался еще и в том, что декомпрессия не была взрывной: находясь в сознании, Долгов, по‑видимому, слышал зловещий свист истекающего воздуха, но ничего поделать не мог, так как уже покинул гондолу и несся к земле. Он снял с пояса нож и пытался обрезать стропы раскрывшегося парашюта, чтобы ускорить падение и быстрее добраться до высот, более богатых кислородом, где можно было бы раскрыть запасной парашют. Но не успел, задохнулся.

12 декабря 1962 года Указом Президиума верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий и проявленное при этом мужество, отвагу и героизм подполковнику П.И.Долгову (посмертно) и майору Е.Н.Андрееву присвоены звания Героя Советского Союза.

Этот полет завершил историю пилотируемых полетов на отечественных аэростатах в стратосферу.

Гондола стратостата «Волга» поступила в музей 27 февраля 1964 году из в/ч 52526. Построена в 1962 году.