Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Двигатель внутреннего сгорания О.С. Костовича

Двигатель Огнеслава Степановича Костовича получен музеем 21 июля 1977 года из Центрального Дома авиации и космонавтики. В России это был первый двигатель внутреннего сгорания, предназначавшийся для летательного аппарата. Памятник науки и техники. Построен в середине 1880-х годов году О.С. Костовичем, сербом по национальности, для дирижабля «Россия». Двигатель восьмицилиндровый, оппозитный, с горизонтальным расположением цилиндров, соединённых в две группы по четыре цилиндра. Цилиндры, поршни и некоторые другие детали выполнены из бронзы, коленчатый вал, шатуны, коромысла — из стали. Топливовоздушная смесь из карбюратора поступала к впускным клапанам цилиндров по четырём патрубкам через дроссельные краны. Костович впервые использовал электрическое зажигание током низкого напряжения с применением подвижных контактов. Охлаждение цилиндров — водяное. Смазка трущихся поверхностей осуществлялась масленками. Для равномерности хода двигателя использовался маховик больших размеров. Мощность силовой установки составляла 60–80 л. с. при весе 240 кг. Испытания и доводка двигателя продолжались до 1889 года.

https://cdnimg.rg.ru/pril/article/90/48/28/aerograf_11_2009_07.jpg

О.С. Костович у своего мотора

Кроме первого в России бензинового двигателя внутреннего сгорания, проектов дирижабля и самолетов капитану Костовичу принадлежат и другие изобретения, среди которых подводная лодка с компактным бензиновым двигателем, водолазный скафандр, воздушная торпеда, телеграфный аппарат, оборудование для подъема затонувших кораблей.