Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Двигатель М-22

C:\Users\User\Desktop\зал 2 экспрнаты\20200203_124356.jpg

Авиационный мотор М-22 поступил в музей 7 сентября 1959 года с технического склада Военно-воздушной академии в препарированном виде. Сертифицирован как «Памятник науки и техники». Единственный музейный экземпляр. Для освобождения от импорта моторов и развития отечественного двигателестроения в конце 1920-х годов была приобретена лицензия на производство двигателя «Юпитер VI» французской фирмы «Гном-Рон». Для ознакомления с конструкцией и технологией производства на «Гном-Рон» были командированы инженеры и рабочие завода № 29 (г. Запорожье), которому поручили выпуск этого мотора. При участии конструкторского бюро под руководством А.С. Назарова завод № 29 (г. Запорожье) быстро освоил производство «Юпитер VI», получившего у нас обозначение М-22.

Музейный М-22 выпущен в 1932 году. Это девяти цилиндровый однорядный звёздообразный двигатель воздушного охлаждения, один из немногих моторов, поршень которого облегчён путем удаления части юбки в её ненагруженной зоне (так называемый поршень Риккардо — по имени известного английского двигателиста). Ещё одной особенностью конструкции было применение кинематической системы компенсации увеличения зазоров в механизме привода клапанов. Серийный выпуск М-22 стал значительным событием в отечественной авиапромышленности. Было изготовлено 2742 таких моторов. Они устанавливались на истребителях И-5, И-Зет и И-16 (ранние серии), пассажирских самолётах К-5, Сталь-3 и ХАИ-1. Их также монтировали вместо импортных «Юпитеров» на истребителях И-4 и корабельных разведчиках КР-1.