Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Авиационный дизель М-30 (АЧ-30Б)

Авиационный дизель АЧ-30Б (М-30) передан музею 15 июля 1959 года из Центрального Дома авиации и космонавтики в препарированном виде. Является памятником науки и техники, единственный музейный экземпляр. М-30 был первым авиационным дизелем, запущенным в СССР в серийное производство и принятым на вооружение ВВС РККА. Но из-за низкой надёжности осенью 1941 года выпуск М-30 после эвакуации завода № 82 прекратили. В апреле 1942 года в цехах завода № 82 возник новый завод № 500 Он возобновил, хотя и в небольших количествах, выпуск М-30. В июне главным конструктором там стал А.Д. Чаромский. Для работ по авиационным дизелям создали специальное ОКБ-500. Оно и занялось доработкой М-30. Дизель М-30 представлял собой двенадцати цилиндровый, V-образный мотор с наддувом от четырёх турбокомпрессоров, использующих энергию выхлопных газов. Однако наддув только от турбокомпрессоров, без приводного центробежного нагнетателя, приводил к неприятностям при высотных полетах; при ручной регулировке качества смеси двигатель иногда выключался, а повторный запуск на высоте не получался. Тогда была применена схема комбинированного наддува (ТК+ПЦН) — модификация М-30Б, была введена автоматика регулирования топливоподачи. В годы Великой Отечественной войны тяжелые бомбардировщики Ер-2 и Пе-8 с двигателями АЧ-30 принимали участие в авиаударах по глубоким тылам немецко-фашистских войск, в том числе по Берлину.