Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Аэросани

Аэросани «Север-2» на базе «Победы» и авиадвигателя АИ–14Р с мощностью 260 лошадиных сил — советские аэросани, разработанные в 1959 году ОКБ Камова. Выпускались на авиационном заводе «Прогресс» (город Арсеньев, Приморский край).
В середине 1950-х годов остро встал вопрос о замене аэросаней НКЛ–16, применявшихся для доставки почты в северных районах страны еще с начала сороковых годов и выходящих из строя по причине сильного износа. Перспектива перейти в скором времени к доставке почты, да и других срочных грузов, на собаках и оленях мало кого устраивала. Поэтому 16 марта 1957 года Совет Министров СССР и ЦК КПСС выпустили постановление №300 о мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народов Севера. В развитие этого постановления Министерство авиапромышленности издало приказ № 229 от 13 апреля 1957 года, которым обязало возглавляемое Н. И. Камовым КБ разработать почтовые аэросани по заданию и договору с Министерством связи СССР.
3 июля 1957 года заместитель министра связи СССР К. Я. Сергейчук утвердил технические требования, по которым аэросани должны были иметь отапливаемую кабину на двух человек (водитель и почтальон), отделенную от грузового отсека перегородкой с небольшим зарешеченным окошком; в грузовом отсеке объемом 1,2 м³ предполагалось перевозить 500 килограмм писем и посылок по снежному покрову глубиной 200–300 мм. Аэросани должны были передвигаться с крейсерской скоростью 40 км/ч. В качестве корпуса саней допускалось использование кузова автомашин Победа или УАЗ. В КБ приступили к разработке аэросаней, получивших имя “Север-2” или “изделие Се”.
Первоначально на сани планировали установить авиамотор М–11Ф на 160 л.с., но Николай Ильич Камов этот вариант отверг из-за низких характеристик двигателя. Да и двигатель этот, стоявший к тому времени почти на всех легкомоторных самолетах, стремительно устаревал. На смену ему пришел двигатель КБ Ивченко, Аи–14. Авиаторы под него уже переделывали самолеты Як-12, Як-18, разрабатывались другие машины. Закономерно, что и для аэросаней выбор пал на него же. Тем более, мотор был на сотню лошадей сильнее — мощность на номинальном режиме у АИ–14Р была 260 лошадиных сил.

Средний пробег аэросаней «Север-2» составлял 12 000—15 000 километров в год при средней скорости движения 30—35 км/час на почтовых трассах. Маршруты аэросаней проходили по целинному снегу и торосистому льду в мороз до 45—50 °C. Они работали вдоль Амура, обслуживая населённые пункты по берегам Лены, Оби и Печоры. Аэросанями «Север-2» выполнялись регулярные почтовые и пассажирские рейсы в районах Сибири, Дальнего Востока России и Казахстана.